Вострикова Юлия Анатольевна
Охрана безопасности жизнедеятельности детей«Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» Дети - наиболее незащищённая часть населения. Познавая окружающий мир, дошкольники зачастую попадают в ситуации, угрожающие их жизни и здоровью. Это диктует необходимость начинать обучение детей правилам безопасного поведения с дошкольного возраста. Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения является актуальной и значимой проблемой, поскольку обусловлено объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту, на природе и на дороге. Современный мир изменил подход к проблеме безопасности, и в неё вошли такие понятия как экологическая катастрофа и терроризм. Ребёнок попадает в различные жизненные ситуации, в которых он может просто растеряться. Во-первых, надо дать детям необходимую сумму знания общепринятых человеком нормах поведения. Во-вторых, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь детям овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте. В-третьих, развивать у дошкольников самостоятельность и ответственность. Формирование основ безопасности жизнедеятельности определено в образовательной области: «Социально-коммуникативное развитие». Содержание работы ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей. Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением. При этом решение программных образовательных задач предусматривается не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов- как в совместной деятельности взрослого и детей, так в самостоятельной деятельности дошкольников. Основные цели и задачи: Формирование основ безопасности. Это формирование первичных представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе. Воспитание осознанного отношения к выполнению правил безопасности. Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям. Формирование представлений о некоторых типичных опасных ситуациях и способах поведения в них. Формирование элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения; Воспитание осознанного отношения к необходимости выполнения этих правил. Во второй младшей группе: Формировать представления о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе. В средней группе: Продолжать знакомить с многообразием животного и растительного мира, явлениями неживой природы. Формировать понятие «съедобное», «несъедобное», «лекарственные растения». В старшей группе: Формировать основы экологической культуры, и безопасного поведения в природе, что все в природе взаимосвязано, человек не должен нарушать эту взаимосвязь. Знакомить с явлениями неживой природы (гроза, гром, молния, радуга, ураган). Знакомить детей с правилами поведения в этих условиях. Правилами оказания первой помощи при ушибах, укусах насекомых. В подготовительной группе: Знакомить с Красной книгой, с отдельными представителями животного и растительного мира занесёнными в неё. В разделе: «Безопасность на дорогах». Во второй младшей группе: Расширять ориентировку в окружающем пространстве, знакомить детей с правилами дорожного движения. Развивать умения различать проезжую часть дороги, тротуар, понимать значения сигналов светофора. Формировать первичные представления о безопасном поведении на дорогах (не переходить дорогу одному, надо держаться за руку взрослого) В средней группе: Уточнить знания детей о работе милиции. Знакомиться с различными видами городского транспорта, особенностями их внешнего вида и назначения («Скорая помощь», «пожарная», «МЧС», «Полиция», трамвай, троллейбус). Знакомить со знаками дорожного движения («Пешеходный переход», «Остановка общественного транспорта») . В старшей группе: Знакомить с названиями ближайших к детскому саду улиц и улиц на которых живут дети. Продолжать знакомить с ПДД. Правилами передвижения пешеходов и велосипедистов. Знакомить с дорожными знаками: «Пункт первой медицинской помощи», «Пункт питания», «Место стоянки», «Въезд запрещён», «Дорожные работы», «Велосипедная дорожка». В подготовительной группе: Систематизировать знания детей об устройстве улицы, о дорожном движении. Знакомить с понятиями «площадь», «бульвар», «проспект». Продолжать знакомить с дорожными знаками- предупреждающими, запрещающими, информационно-указательными. Соблюдать ПДД. Расширять представления детей о работе ГИБДД. Развивать ориентировку в пределах ближайшей к детскому саду местности. Формировать умение находить дорогу из дома в детский сад на схеме местности. В разделе Безопасность собственной жизнедеятельности. Во второй младшей группе: Знакомить с источниками опасности дома (горячая плита, утюг, формировать навыки безопасного поведения (осторожно спускаться и подниматься по лестнице, держась за перила, открывать и закрывать двери, держась за дверную ручку). В средней группе: Знакомить с назначением, работой и правилами пользования бытовыми электроприборами (пылесос, чайник, электрический утюг). Закреплять умение пользоваться столовыми приборами (вилка, нож, ножницы). Знакомить с правилами езды на велосипеде, с правилами поведения с незнакомыми людьми. Рассказывать о работе пожарных, причинах его возникновения и правилах поведения при пожаре. В старшей группе: Закреплять основы безопасной жизнедеятельности человека. Расширять знания об источниках опасности в быту. Знакомить с работой службы спасения – МЧС, назначении номеров - 101, - 102, - 103, называть свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес, телефон. В подготовительной группе: дети должны оценивать свои возможности, по преодолению опасности. Формировать у детей навыки поведения в ситуациях «Один дома», «Потерялся», «Заблудился». Умение обращаться за помощью к взрослым. При организации образовательного процесса важно: составление перспективного плана по ОБЖ на год; анализ работы с детьми по ОБДЖ для разработки технологических карт траектории развития ребенка; Содержание занятий и других видов деятельности должно быть реализовано по всем разделам. Необходимо помнить, что важно то, чтобы все разделы программы были четко учтены в работ с детьми, иначе о дети окажутся незащищенными от представленных в нем определенных источников опасности. Работа с детьми по ОБЖ должна проводиться систематически, весь учебный год, при гибком распределении программного материала в течение недели. Формы организации учебно-воспитательного процесса и методы работы с детьми: -занятия, игры- занятия; - праздники, развлечения, досуги; - беседы; - тренинги; - дидактические игры, подвижные игры, сюжетно-ролевые игры; - наблюдения, экскурсии, целевые прогулки, - заучивание стихов по ОБЖ, стихотворения; - отгадывание загадок, кроссвордов; - чтение художественной литературы, - рассматривание иллюстраций по теме, альбомов; - сбор фотоматериалов, просмотр видео фильмов; - театрализованные представления, - обыгрывание ситуаций (правильного и не правильного поведения) ; - встреча с интересными людьми (сотрудниками ГИБДД, МЧС, - участие в конкурсах разного уровня прямых и дистанционных, как детей, так и педагогов, - мультимедийные презентации (когда нельзя рассказать, а только показать) ; -работа над проектами. Они должны быть яркими и привлекательными, заинтересовывать детей. Чаще использовать наблюдения в реальной обстановке. Использовать кружковую и театрализованную деятельности. Условия создания предметно-развивающей среды Для формирования навыков безопасного поведения дошкольников необходимо создать предметно-развивающую среду в группе. В неё входит: - оформление уголка безопасности, который содержит материалы: (план-схема района, где находится д/сад, макет улицы с дорожными знаками, иллюстрации т. д.) . - подбор дидактических игр, демонстрационных пособий методической литературы, детской художественной литературы по ОБЖ и ПДД, Творческий подход педагога к оформлению развивающей предметно-пространственной среды, играет огромную роль в успешном решении образовательных задач. Привлечение родителей к совместной работе также обеспечивает возможность достижения успеха по овладению детьми необходимыми правилами и навыками раздела «Безопасность». Представленная система работы по ОБЖ должна эффективно способствовать выполнению задач образования детей. Работа с родителями. Работу с родителями необходимо планировать, ведь круг проблем связанный с безопасностью ребёнка невозможно решить только в рамках ДОУ, поэтому необходим тесный контакт с родителями. Нужно помнить, что главное- это личный пример родителей, воспитателей. Каждому нужно знать правила поведения в экстремальных ситуациях, и научиться самостоятельно, принимать решение и тогда не случится беды. Придерживаться системы педагогических условий, включающих поэтапное взаимодействие трех субъектов образовательного процесса (воспитатель – дети - родители) . Важно уделять значительное внимание примеру взрослых. Необходимо, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребёнка каких- либо правил поведения, если они сами не всегда им следуют. Формы работы с родителями: - родительские собрания; круглые столы ;консультации; семинары; дискуссии дни открытых дверей; оформление наглядной информации (папок- передвижек, стендов, родительских уголков) ;совместные мероприятия с приглашением: медицинских работников, полицейского, пожарника, смотры-конкурсы (совместная работа детей и их родителей) работа над проектами; анкетирование родителей; Безопасность- это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице дома, поэтому главная задача педагога- стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности. В связи с этим внимание надо уделять организации различных видов деятельности и приобретению детьми опыта. Ведь всё, чему учат детей, они должны применять в реальной жизни на практике. 8 февраля 2019 в 19:03
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.