Вострикова Юлия Анатольевна

Организация доступного образовательного пространства в детском саду.

 Необычные дети в детском саду… Восприятие мира через призму иных ощущений. По тропинке, которая тоньше паутинной нити, ведут и поддерживают руки взрослого, являясь опорой зачастую навсегда. Цепляясь ростками мыслей за слова взрослого из глубины небытия, мучительно, шаг за шагом, направляется ребенок навстречу большой жизни. Рядом мамина любовь, - большая-большая, исходящая слезами, но сияющая мужеством и счастьем… Малыш! С тобою те, кто тебя любит!

Сравнивая ребенка с ограниченными возможностями здоровья с необычным цветочком в обычном саду, часто задаем себе вопросы: «Чем сможем мы, «садовники», помочь ему на этом маленьком островке безопасности? Сумеем ли взрастить его так, чтобы первый же порыв ветра не лишил силы противостоять трудностям?» И прикладываем максимум усилий для того, чтобы социализировать и подготовить физически (насколько это в наших силах), т.к. развитие особенного ребенка, как и любого другого, во многом зависит от условий, в которых он растет.

В современном обществе создание доступности образовательного пространства – приоритетная задача не только государственного, но и международного значения. Согласно образовательной политике Российской Федерации «Особого внимания требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов…».

Безбарьерная (или доступная) среда в широком смысле — это среда, которая создает легкие и безопасные условия для наибольшего числа людей. Понимая проблемы инвалидности, «безбарьерная» среда — это расположение объектов окружающего пространства таким образом, чтобы люди с физическими, сенсорными или интеллектуальными отклонениями могли использовать это пространство с минимальной помощью посторонних.

Поэтому функциональная задача образовательной организации – найти способы решения обеспечить ту самую «безбарьерную среду».

В муниципальном казённом дошкольном образовательном учреждении Садовский детский сад (далее – МКДОУ) в настоящее время из девяти групп функционирует три группы, в которых воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья  (синдромом Дауна, сенсорная Алалия, СДВГ, ЗПР).

Оснащение учреждения в последние годы претерпела небольшие изменения благодаря участию в государственной программе Российской Федерации «Доступная среда». Для участия в этой программе нами была разработана программа «Программа инклюзивного образования детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения», где были определены:

- Цели и задачи основного направления работы,

- Механизмы реализации Программы,

- Основные принципы работы коллектива МКДОУ,

- Целевые группы на которые рассчитана Программа,

- Алгоритм действия коллектива МКДОУ,

- Основное содержание работы,

- Этапы и сроки реализации программы,

- Формы сотрудничества с семьёй,

- Мониторинг психофизических процессов дошкольников,

- Взаимодействие специалистов в коррекционном - образовательном процессе

-  Ожидаемые результаты.

Подана заявка на участие в этой программе «Доступная среда». Летом 2017 года в детском саду был реконструирован центральный вход и запасные выходы, установлен пандус. Внутри здания вдоль стен размещены поручни на путях движения, расширены дверные проёмы и установлены новые двери, оборудована поручнями туалетная комната на первом этаже корпуса, расширены дверные проёмы. Перед центральным входом и вокруг здания по направлению ко входам на территорию ДОУ выложена брусчаткой тротуарная дорожка с нескользящим покрытием. Это позволило улучшить пути передвижения и обеспечить беспрепятственный доступ к значимым объектам: вход в здание, проход в группу, выход на прогулку на свой участок, во второй корпус для занятий в Сенсорной комнате.

      Материальная база МКДОУ позволяет обеспечить необходимые условия для реализации психолого-медико-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями:

-  Спортивный зал оснащен тренажерами и оборудованием для проведения оздоровительных занятий, занятий лечебной физкультурой.

-   Сенсорная комната оснащена как развивающим, так и диагностическим оборудованием для проведения психолого-педагогического обследования.

- В группах, где находятся дети с ОВЗ, есть необходимое оборудование и развивающий материал.

Уделяется также большое внимание организации двигательного режима на свежем воздухе. На территории имеется спортивно-игровое оборудование.

Отдельно хочется рассказать о группах, где воспитываются дети с ОВЗ. Для детей, у которых есть нарушения в опорно-двигательной системе, особое внимание уделяется повышению двигательной активности детей. С этой целью используются специальные тренажеры, коррекционные мячи, коррекционные дорожки, массажёры, мягкие модули, сухой бассейн, много практического материала: набор Фребеля, световой столик для рисования песком, сенсорные панели, домики, столики. Есть детям и где отдохнуть, и уединиться. Для этого имеются в группах мягкие уголки, сухой бассейн, уголок уединения.

Большое внимание уделяется развитию у детей крупной и мелкой моторики. В спортивном уголке группы имеются мячи, гимнастические палки, кегли.  Вся работа построена таким образом, что коррекция проводится ненавязчиво, в процессе тех видов деятельности, которые привлекательны для дошкольников. Наши дети с удовольствием исследуют этот прекрасный мир, применяя существующие схемы знания к новым объектам и ситуациям.

Но чуткость, милосердие и внимательность к их проблемам детей-инвалидов не заменит никакое оборудование. На практике не раз убеждались, что воспитание и обучение особенных детей - дело небезнадежное, но требующее специальных знаний и больших душевных и физических затрат. Добрые и отзывчивые воспитатели с улыбкой и любовью встречают каждое утро удивительных, солнечных малышей.

Мы помогаем нашим ребятишкам социализироваться и через большой спектр воздействия музыки, интересно и доступно обогащая их внутренний мир. В тесном взаимодействии с музыкальный руководитель широко использует детские песенки, потешки, стихи и игровые упражнения. На занятиях по логоритмике, которая помогает нашим малышам развивать «слабые стороны», характерные для детей с синдром Дауна и Сенсорной Алалией (регулировка мышечного тонуса, приобретение опыта точной и согласованной работы всей мышечной системы, развитие слуха, голоса, внимания и памяти). Занятия по логоритмике также включают в себя здоровьесберегающие технологии, что не только благотворно влияет на весь организм ребенка, но и способствует максимально эффективному повышению уровня звукопроизношения, овладения структурой слова, расширения словарного запаса детей. Для этого используется дидактические игры, набор музыкальных инструментов, театр би-ба-бо, ростовые и перчаточные куклы.

Дать возможности для творческого роста, самовыражения, способствовать успешной социализации – необходимые задачи функционирования в группах с детьми с ОВЗ. Занимаясь с подгруппой или индивидуально в Сенсорной комнате, наш педагог-психолог помогает детским страхам «уйти в песок», а созидательному началу раскрыться. Она также помогает раскрыться разным талантам и способностям особенных малышей. Пускай они многого не умеют, но точно знаем, -  они умеют любить. Любовью искренней и безграничной, от всей души. Не посмеем ответить им иначе!

Психолого-педагогическое сопровождение ориентировано на интеграцию детей с ОВЗ в детский коллектив, их физическую реабилитацию и социальную адаптацию, преодоление психологического барьера в общении со сверстниками, в том числе с детьми без патологии.

Сотрудничество с родителями выливается не только в проведение лекций-семинаров и индивидуальные беседы-разъяснения по воспитанию и обучению детей. В ДОУ разработана система психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. Ее основное содержание - формирование адекватных способов взаимодействия родителей и их ребенка. Поэтому важным моментом в работе стали регулярные встречи родителей, педагогов, различных специалистов, где обсуждаются эти и другие вопросы, решаются возникающие проблемы.

Одной из форм сотрудничества с родителями воспитанников стало проведение «круглых столов». На этих встречах педагоги рассказывают о маленьких достижениях детей  в сфере эмоционального общения и развития. Родители, в свою очередь, говорят о своих проблемах, задают вопросы, принимают совместные решения.

Преодолевать барьеры, значит минимизировать преграды в общении.  В детском саду стало традицией проведение совместных мероприятий - праздников, вечеров развлечений - для родителей и детей из всех групп. Такая форма организации работы ДОУ способствует достижению детьми-инвалидами прогресса в своем психофизическом и социальном развитии. Совместное воспитание и обучение дает основу для их социальной адаптации. Благодаря общению, занятиям, играм с другими детьми они учатся оценивать свои возможности, а это важно для того, чтобы в дальнейшем они могли лучше обращаться со своей инвалидностью и достигать большей автономии.

… Время пролетит быстро. И вот, они уже окрепшие, много знающие об этом огромном мире, идут дальше…Малыш! Ты можешь стать кем угодно: чемпионом, врачом, родителем, просто хорошим человеком. И ты никогда не забудешь ласковых и добрых рук своих «садовников».

Используемая литература

  1. Инклюзивное образование: право, принципы, практика. – М., 2009
  2. Конвенция ООН о правах инвалидов [Электронный ресурс] -http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disability.shtml
  3. Коррекционно-развивающая среда для детей дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата. – М.: Школьная пресса, 2003
  4. Постановление Правительства РФ от 7 февраля 2011 № 61 г. Москва «О федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы»
  5. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
25 февраля 2019 в 19:38

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.